Сейчас перед вами стоит более сложная задача. Как сделать так, чтобы ребёнок захотел читать, начал пользоваться новыми приобретёнными навыками. Падение интереса к чтению у детей является фактом сегодняшней жизни. Сегодня в каждом доме много ярких игрушек, занимательных компьютерных игр, интересных мультфильмов и других увлекательных вещей, которые не требуют стольких умственных затрат. Вправе ли мы упрекать своего ребёнка за то, что игру он предпочитает чтению? Нет. Другое дело, что мы, взрослые можем помочь ребёнку открыть этот чудесный мир книги, не заставляя и не подкупая его.

Мы, родители, терпеливо приучали своих детей пользоваться ложкой, пить из кружки, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого время и силы. Прививать любовь к книге тоже следует с малолетства.

Ваш ребёнок научился читать, что дальше? Ваш ребёнок научился читать, что дальше?

Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом вашему малышу?

Основой воспитания и обучения с давних времён был собственный пример. А как часто читаете вы? Не хватает времени? Много важных забот? Как это ни парадоксально, но у вашего ребёнка тоже много важных дел и забот: это игры, разговоры, рисование, телевизор и тому подобные занятия. Поэтому время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка. Предложите ребёнку почитать перед сном. Дети, как правило, не любят рано ложиться и засыпают не сразу. Пусть такие занятия войдут у ребёнка в привычку.

Организуйте семейное вечернее чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребёнка, понять его увлечения и интересы. Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. При выборе книги опирайтесь на желания ребёнка. Помните, книга должна обязательно соответствовать возрасту и способностям малыша.

Семейное чтение книг Семейное чтение книг

Если ребёнок читает по слогам, то ему не следует предлагать рассказы даже небольшого объёма, так как он ещё концентрирует большое внимание на технической стороне чтения (слогослиянии), не вникая в содержание прочитанного. В связи с этим можно предложить ему издания, в которых большая часть содержания передаётся через иллюстрацию и лишь одна – две строчки текста написаны по слогам крупным шрифтом чёрными буквами на светлом фоне. Примером таких изданий могут быть книжки – малышки по известным мультфильмам (В. Г. Сутеева), детские журналы, комиксы.

Основную роль в семейных чтениях возьмите на себя. Создайте благоприятную обстановку, читайте с удовольствием, всячески поддерживайте, одобряйте, подбадривайте и хвалите чтение ребёнка. Читайте по очереди с дочерью или сыном (одну строчку, – ребёнок, две – вы), можете превратить чтение в игру, читая по ролям. Разнообразьте деятельность детей, используя их любовь к игре.

Если ваш ребёнок любит петь? Пойте. Адаптируйте тексты детских песен: разделите слова на слоги, увеличьте шрифт, подберите музыку.

Устройте в его комнате небольшую библиотеку. Ходите в книжный магазин вместе. Пусть ребёнок сам выбирает книгу, и даже если она вам не понравится, пойдите на компромисс и купите ее. И ни в коем случае не заставляйте дочитывать книгу, которая не интересна ребёнку.

Пусть ребёнок сам выбирает книгу Пусть ребёнок сам выбирает книгу

Ограничьте время дневных занятий. Пусть это будет 5–10 минут, 1–2 раза в день в доброжелательной и непринуждённой обстановке. Внимание ребёнка в возрасте до 7 лет ещё очень не устойчиво. Ему трудно концентрировать внимание на протяжении более длительного времени из-за большой нагрузки на нервную систему.

Создавайте книги сами, вместе с детьми. Придумывайте и записывайте истории, сказки о вашей семье, вашем ребёнке. Вместе иллюстрируйте их и читайте вместе. Пишите письма. Это могут быть письма от вас или от его любимых сказочных героев.

Разумеется, приёмы стимулирования всем сказанным не исчерпываются. Фантазируйте, размышляйте, творите вместе. Только не забывайте всё время хвалить! И у вас всё обязательно получиться.