Обучение чтению
Занятия проводятся два раза в неделю, курс длится 3,5 месяца и состоит из 29 занятий.
Кроме чтения в программу входит:
- Дети в игровой форме познакомятся со звуками, буквами, научатся читать с удовольствием, осмысленно и за короткие сроки;
- Будут учиться проводить звукобуквеный анализ.
На занятиях:
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие речи, внимания, мышления;
- Тренировка слуховой и зрительной памяти;
- Обогащение активного словаря ребёнка;
- Развитие мелкой моторики.
Экспресс-Курс «Обучение чтению» для детей 4 — 7 лет:
- Продолжительность экспресс-курса: 3,5 месяца (29 занятий);
- Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю;
- Длительность занятия: 50 минут;
- Форма организации деятельности детей: групповая;
- Наполнение учебных групп: 5 — 8 ребят.
Цель экспресс-курса – развитие интереса и способностей к чтению
Курс направлен на обеспечение единого процесса развития, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка-дошкольника. Усвоение детьми данного курса – это не только приобретение навыка чтения, расширение знаний и представлений о родном языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка.
В основе курса лежит звуковой метод обучения.
Первоначально ребёнок изучает звук, соответствующий графическому написанию буквы, учится сливать звуки в слоги, слоги в слова (1-й месяц обучения). Во втором месяце обучения идёт знакомство с предложениями и работа над пониманием прочитанных слов. Третий месяц – чтение небольших рассказов и работа со сложными сочетаниями букв.
Благодаря специфике детского возраста, теоретический материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения и игры, поэтому в нашем курсе используется комплексно-игровой метод организации занятий. По мере того как развертываются действия по сюжету сказки, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, стихов и чистоговорок, участвуют в сочинении сказок. Такая сюжетно-тематическая организация занятий целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов, мышления, памяти, воображения, восприятия, устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответствует детским психофизическим данным, так как именно в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Задачи экспресс-курса:
- формирование навыков чтения и речевого общения;
- формирование умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- развитие словарного запаса детей;
- развитие фонематического слуха;
- развитие звукобуквенного анализа;
- воспитание интереса к чтению и уважения к книге;
- подготовка к учебной деятельности:
- формирование умения понимать поставленные задачи и выполнять их самостоятельно;
- формирование умения планировать учебную деятельность;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Основная форма обучения – занятие, которое включает в себя:
- теоретическую часть (беседа, объяснения, просмотры наглядно-методического материала и.т.п.);
- практическую часть, включающую игровую деятельность, направленную на достижение поставленной цели.
К концу обучения дети будут уметь:
- различать звуки на слух;
- различать и называть изолировано гласные звуки;
- различать и называть изолированно твёрдые и мягкие согласные;
- называть слова с заданным звуком;
- определять и изолированно произносить первый звук в слове;
- владеть навыком слияния звуков в слоги и слогов в слова;
- читать слоги, слова, предложения;
- понимать прочитанное.
Работа по данному экспресс-курсу предполагает взаимодействие педагога с семьёй. Включение родителей в педагогический процесс важно, прежде всего, ребёнку, который сможет осознавать тот факт, что родители интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь. Наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом и родителями на протяжении всего обучения, с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития дошкольника.
Результативность проводимых занятий оценивается родителями в процессе выполнения домашнего задания. Беседы с родителями помогают педагогу составить более полную картину качественных изменений в личности каждого ребенка.